ELKIVAO.RU

и люди рады, и ёлки целы :)

Всего: 0.00 
ELKIVAO.RU

и люди рады, и ёлки целы :)

Всего: 0.00 

Обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить “главное” дерева, принося ему дары и украшая его на все лады.

Практически в каждом историческом периоде и каждой культуре археологи находят следы этого обычая – украшенные деревья существовали в древнем Китае, в Греции, в Риме и даже в Японии. Там в некоторых районах одним из самых ярких украшений дома перед Новым годом является кадомацу – сосна у входа – приветствие божеству новогоднего праздника.

Были такие деревья и у предков славян. Интересно, что славяне украшали отнюдь не елку, а дуб или березу, так как в их тогда языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.

Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, ее называли “деревом Христа”, воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года (что в представлении европейцев долго было, в общем-то, одним и тем же).

Говорят, впрочем, что обычай наряжать именно елку возник у древних кельтов. Культура этого народа была неразрывно связна с друидами, а друиды утверждали, что ель – дерево с энергетическое точки зрения довольно тяжелое, да плюс к этому является не чем иным, как пристанищем духов плодородия. Чтобы духи были добры и благосклонны, друиды украшали елочку самыми разными дарами – в основном фруктами. Это, якобы, и были своего рода первые елочные игрушки. А происходило такое событие именно в декабре.

Впервые зелёное дерево, как украшение дома, появилось в 1605 году в Страсбурге. Его украшали бумажными розами, вкусными вафлями, лесными орехами, праздничными зажжёнными свечками и, конечно, конфетами.

Обычай украшать ёлку едой соблюдался до середины 1800-ых годов. Это были сладкие конфеты, изюм, орехи, душистое печенье и солёные кренделя. Фрукты были в особом почёте. Яблоки превалировали из-за того, что именно яблоки с древа познания с точки зрения христианства породили христианскую цивилизацию. Собирая осенью урожай, особо красивые яблочки берегли, специально, к Рождеству.

Позже, как украшения, на ёлке появились окрашенные цветными красками яичные скорлупки и позолоченные еловые шишки. Макушки елей украшали ангелочками, флажками или звёздочками.

В начале игрушки использовались исключительно для воссоздания на рождественской ели классического евангельского сюжета, и каждая из них являлась определенным символом.

Божественную волю символизировали ангелочки, божественный голос – колокольчики, святость страданий – бусы и венки, борьбу за веру – разноцветные флажки, голубок – благую весть, фигурки из вафель – прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия, а белый ягненок олицетворял самого Иисуса Христа.

Звезда на верхушке новогодней ели означает Вифлеемскую путеводную звезду волхвов, крестовина – распятие Христа. Рождественские свечи выражают кратковременность существования одинокой человеческой души.

Цветовое решение новогоднего убранства ели тоже несло определенный смысл. Золото олицетворяло божественное начало, серебро ассоциировалось с чистотой и целомудрием, красный цвет – с каплями крови. Под ель обязательно ставилась игрушечная пещера с фигурками всех персонажей библейского сюжета о рождении Христа.

С каждым десятилетием наряд рождественской елки становился все краше, и к концу XVIII в. на ее ветвях появились позолоченные и посеребренные картофелины, бывшие в то время в Европе редкостью. Появляются цветы не только из бумаги, но и из ткани, феи из блестящей фольги, звездочки, бабочки, очаровательные фигурки зверей. Неудивительно, что ветки под таким грузом обламывались, ель падала, случались многочисленные пожары из-за горящих свечей.

Тогда же появляется и первая мишура. Сначала ее делали ее из тончайших оловянных, позднее серебряных проволочек, скрученных между собой различными способами. Потом – из посеребренной бумаги или фольги. Любопытно, что даже у такого простого украшения – и то есть своя легенда.

Давным-давно жила на свете добрая женщина, у которой было много детей. Однажды, накануне Рождества она, как обычно, нарядила ёлку, но ёлка вышла скромная, почти без украшений. Ночью на ёлку забрались пауки и сплели паутину .Зная доброту женщины, младенец Христос решил вознаградить её и благословил дерево -в мгновенье ока паутина превратилась в сверкающее серебро.

В 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками.

В 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически все, что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Именно тогда возникла мода на разные виды игрушек и способы украшения елок. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений.

В начале ХХ века их потеснили Богемия (Чехия), Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать эти хрупкие и красивые изделия. Первые шары были очень тяжелые. Делать их из тонкого стекла научились только в XX веке.

Фантазия германских мастеров на стеклодувном деле не затормозилась: в 1877 г. Йоханнес Эккарт изобрел музыкальную подставку под елку. Механизм был довольно простым (на пружинной основе), заводился ключом, и елка красиво вращалась под музыку.

В Англии позиции новогодней елки закрепил приказ английский королевы Виктории. Первая новогодняя елочка была установлена в 1841 г. в Виндзорском замке, где отмечала праздник и сама королева. В тот год она вышла замуж за Альберта Саксен-Кобургского. После этого все англичане начали подражать венценосной чете.

В Россию по-настоящему обычай наряжать елку, пришел при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами.

Эта традиция, а также обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России.

Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов.

Первая публичная елка была устроена в 1852 г. в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала.

Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

В России новогодняя индустрия развивалась космическими темпами. В Москве открывается фабрика по производству бенгальских огней. В Петербурге и в Клину, на базе стеклодувного промысла, работавшего с 1818 г., начинают работать фабрики по производству елочных игрушек.

Однако местными игрушками обеспечить всех желающих было просто невозможно, и поэтому их по-прежнему завозили из Германии. И уже тогда возникают различия в цене: для тех, кто побогаче – более красивые и изящные немецкие (редкость и ценность по тем временам страшная! Все равно что “Москвич” в период застоя для инженера), тем, кто победнее – из толстого и неуклюжего стекла.

Из-за дороговизны нормой стало даже брать елочные украшения напрокат.

Из-за дефицита стеклянных игрушек в моду входят немецкие плоские картонные елочные игрушки – “дрезденский картонаж”.

Игрушки склеивались из двух зеркально симметричных друг другу половинок выпуклого тонированного картона. Эта двухсторонняя почти плоская елочная игрушка, как правило, сверху покрывалась фольгой.

Вешали на елки и красивых куколок с литографическими – бумажными – лицами, приклеенными к “телу” из ткани, кружев, бисера или бумаги.

К XX в. лица стали делать выпуклыми, из картона, позже даже фарфоровыми.

Делали игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. Вату покрывали специальным клеевым составом, что придавало ей блеск и некоторую прочность.

В начале ХХ в. популярны были бутафорские лепные фигурки и фрукты из папье-маше или бархата.

На верхушке закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду. Часто верхушку венчала так называемая “пика”. Причем форма “пики” связана не с образом сосульки (как долгое время говорили нам советские историки), а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Верх “пики” украшался фигурками голубков, колокольчиками и т.п.

Модно было хвастаться игрушками, сделанными самостоятельно, причем независимо от сословия.

Накануне Нового года в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек-самоделок. Внутри на листах помещали литографические веселые личики Дедов Морозов, ангелочков, человечков, а также аксессуары к ним. Все это следовало вырезать и склеивать. Кроме этого каждая уважающая себя газета и журнал в декабрьском номере опубликовывала множество самых разных рекомендаций для детей по изготовлению самодельных игрушек.

Игрушки того времени отличаются удивительной тонкостью работы и отделки – в наше время чудом сохранившийся экземпляр елочных украшений, произведенный в те времена, может стоить целое состояние.

Во время Первой мировой войны елки в России были запрещены как непатриотический немецкий обычай, а с ними – и игрушки, но скоро от этого запрета отказались: и так у людей было мало радости.

Однако радовались недолго: грянул Октябрьский переворот. Многие старинные обычаи, не имевшие ровно ничего общего с “буржуазными пережитками”, были объявлены контрреволюционными и безжалостно искоренялись.

Новый год превратился в обычный рабочий день, ни о какой праздничной ночи нельзя было даже и заикаться.

В 1925-м, Новый год отмечать официально запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки. Стеклянные игрушки стали страшным дефицитом, старые разбивались, новых не выпускалось, вот и делали “подпольно” советские граждане себе игрушки из ваты, бумаги, из теста.

Запрет просуществовал всего 6 лет – до 1935 года: Сталин снова разрешает новогоднюю елку, а с нею – и сам праздник (правда, праздничным днем 1 января не будет еще лет двенадцать).

Для начала из “рождественской” елка превратилась в “новогоднюю” (и таковой, кстати, продолжает оставаться и до сих пор). Через два года 28 декабря в газете “Правда” появляется статья Павла Постышева “Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку”.

Хотя на подготовку оставалось всего 3 дня, рекомендации “Правды” были исполнены молниеносно, уже на следующий день газета писала, как “организовать заготовку елок, закупку игрушек и украшений”, а 30 декабря елками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали “специальные елочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры”.

В Доме Союзов была поставлена самая первая советская новогодняя елка высотой аж целых 15 метров. (Такой “гигантизм” у советских елок останется вплоть до наших дней – голубые красавицы-ели будут выписываться из специальных заказников и торжественно возиться в Кремль).

Событие не осталось незамеченным, и благодаря этому через год в каждом доме, совершенно не скрываясь, стояло это новогоднее чудо, украшенное елочными игрушками. А различные пособия, выпускаемые Наркомпросом, только стимулировали новую любовь к новогодней елке.

Красочным примером такого пособия может послужить издание “Учпедгиза” “Елка в детском саду”. Здесь подробнейшим образом описывалось как “правильно” себя вести детям и педагогам для встречи Нового года, что при этом говорить, а что – думать, какие елочные игрушки должны украшать какие ветви дерева, какого именно цвета должна быть звезда на макушке – Вифлеемскую звезду благополучно заменили на пятиконечную революционную.

Выдержки из книжки поражают: “Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей – аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях”.

В спешном порядке возобновляется производство елочных игрушек. Однако игрушки сильно изменились: из старых образцов остались лишь “нейтральные” фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей. Исчезла библейская символика. Зато появились пионеры, красноармейцы, буденовцы, женщины в красных косынках, ватные парашютисты и летчики, игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. На шарах использовалась даже госсимволика.

В 1937 году – была также выпущена серия елочных шариков с ликами членов Политбюро ЦК КПСС.

В годы Великой Отечественной Войны игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»;

После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными.

Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение.

Сталин очень уважал хоккей – соответственно, появились «елочные хоккеисты», любил цирк – на елках возникли цирковые персонажи.

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, различные звери: белочки, медведи, зайцы и т.д.

После выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать»
В 1960-е годы на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», игрушки с рисунками на космическую тематику.
В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, шишек, пирамидок, сосулек и колокольчиков. В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках.

Тогда же вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно.
В 90-е годы акцент был сделан на астрологию, появляются игрушки с изображением животных восточного гороскопа (в зависимости от того, чей год наступает).

С 2000-х годов очень популярным становится изготовление игрушек своими руками. Это очень красиво, а главное – оригинально.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/1993026/post348516890/